Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Упражнения для развития устной речи

 Специальные упражнения для развития устной речи

у взрослых и детей

Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой их не замечают. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи во взрослом возрасте невозможно. Это неверно. Приложив некоторые усилия, можно улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения.

 Упражнения для развития правильного речевого дыхания

 Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обес-печивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музы-кальность речи.

 1

*Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя).

*Положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки.

*Сделайте глубокий вдох через нос

 (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой).

*После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох.

2

*Произведите короткий, спокойный вдох через нос.

*Задержите на 2-3 секунды воздух в легких.

*Произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3

*Сделайте короткий вдох (рот при этом держите открытым)

*На плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков

(а, о, у, и, э, ы).

4

*Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

-Аaaaaаааааааааа

-Аaaaaааoooooooоооо

-аaaaаааaуууууууууууууууу

5

*Произведите счет на одном выдохе до 10-15 (один, два, три...).

*Следите за плавностью выдоха.

*Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

6

*Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.

Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

 *Капля и камень долбит.

*Правой рукой строят – левой ломают.

*Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

*На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

*Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

*На дворе трава, на траве дрова:

раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

*Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки:

раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

(Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?)

 7

* Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным

воспроизведением вдоха на паузах.

 Репка

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

 Дикция

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

 Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

 1.

*Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор,

пока между зубами не будет промежуток в два пальца.

 2.

*Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

- ааааааааааааа             - яяяяяяяяяяяяяя

(расстояние между зубами в два пальца);

 - ооооооооооооо           -  ёёёёёёёёёёёёё

(расстояние между зубами в один палец);

 - иииииииииииии

(рот слегка открыт).

 3.

*Произнесите гласные звуки с голосом:

- Аaaaaaaaaaaaa

- ооооооооооооо

- Ёёёёёёёёёёёёёёё

- Иииииииииииии

 4.

*Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааэээээ...

иииииааааа...

аааааеееее...

ооооояяяяя...

аааааиииии...

аааааииииииооооо...

иииииээээээааааа...

 Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

 5.

*Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

*Мал, да удал.

*Два сапога - пара.

*Нашла коса на камень.

*Знай край, да не падай.

*Каков рыбак, такова и рыбка.

*Под лежачий камень вода не течет.

*У ужа ужата, у ежа ежата.

 6.

*Прочтите стихотворение, четко произнося звуки   -а, -я 

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

 Стоял ноябрь уж у двора...

 

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы

-нижняя челюсть опускалась свободно вниз,

-гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто. 

Упражнения для развития подвижности губ 

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения:

1.

*Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.

2.

*Растяните губы в улыбке с обнажением зубов (при этом рот закрыт).

3.

*Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

4.

*Вытяните губы вперед в форме трубочки.

5.

*Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.

6.

*Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

7.

*Протяжно произнесите гласные звуки

(сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией),

затем с голосом.

-ииииии (губы растянуты в улыбке);

-оооооо (губы овалом);

-уууууу (губы трубочкой).

8.

*Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):

-сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);

-шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).

9.

*Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе: 

ииииуууу

губы сначала растянуты,

затем принимают форму трубочки

ууууииии

губы из формы трубочки переходят в форму улыбки

оооуууииии

округлены, трубочка, улыбка

ааааииииууууыыыы

 

ссссссшшшшш

при произнесении звука с губы растянуты,

при произнесении ш вытянуты вперед

ззззззжжжжж

при произнесении з растянуть губы,

при произнесении ж вытянуть вперед

 10.

*При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков 

-п - б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).

 11.

*Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах:

ива,

игра,

утюг,

урок

утиль,

окунь,

ослик

юрист,

 юг,

ёжик

ёлка,

Ирина,

юла железо,

институт, инкубатор,

изумруд,  укрытие,

улитка,

удилище

ощущение,

окулист, оборудование,

сок,

замок

колесо

шапка,

школа,

жук,

живот,

сушки, солнышко,

папка,

барабан,

веник велосипед, фартук, фуфайка, кофта.

 12.

*Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки.

Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.

-У ёлки иголки колки.

-Волки рыщут, пищу ищут.

-У осы не усы, не усищи, а усики.

-Друг за друга стой и выиграешь бой.

-Капуста любит воду и хорошую погоду.

-От умного научишься, от глупого разучишься.

 13.

*Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

 Упражнения для развития мышц языка

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стечением согласных, четко отработайте следующие движения:

1.

Высуньте язык наружу

и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.

2.

Высуньте наружу язык

и произведите круговые движения слева направо,

затем наоборот - справа налево.

3.

Открыть рот, слегка высунуть язык,

сделайте его широким, узким, чашечкой.

4.

Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите"

верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

 Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах 

па, по, пу, пы, пэ 
пя, пё, пю, пи, пе
та, то, ту, ты, тэ
тя, тё, тю, ти, те

са, со, су, сы, сэ

ся, сё, сю, си, се

жа, жо, жу, жи, же

ап, оп, уп, ып, эп

ат, от, ут, ыт, эт

ас, ос, ус, ыс, эс

аш, ош, уш, ыш, эш



 Упражнения

в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков 

вход,

вложить,

поклажа,

турист,

карта

груздь

сгладить

шпроты

схватка

странствие

клумба,

служба,

хвост,

смахнуть

смекнуть,

застлать, ,

столбняк

всплыть,

встретить

транскрипция

собрать,

плотва,

штамп,

прыщ

чванливый

мгновение,

ствол

надсмотрщик

дуршлаг

взвод,

вплавь,

вплести,

вправить,

сдвинуть

сгладить

ястреб

вскрыть

обмундирование метростроевец

искра,

раскармливать

холст,

взгляд,

гротескный столбняк, костры здравница острастка

 Упражнения в четкости и ясности

произнесения звуков и слов во фразовой речи

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения.

 *Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе,

отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук.

*Постепенно ускоряйте темп,

но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Прочтите скороговорки

*У быка бела губа была тупа.

*Прохор и Пахом ехали верхом.

*У Фени фуфайка, у Фаи туфли.

*Водовоз вез воду из водопровода.

*Чешуя у щучки, щетина у чушки.

*Галка села на палку, палка ударила галку.

*От топота копыт пыль по полю летит.

*Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.

*Корабли лавировали, да не вылавировали.

*Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

*На семеро саней по семеро в сани уселись сами

*Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши

*На дворе трава, на траве дрова:

раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.

*Сшит колпак не по-колпаковски,

переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.

*Всех скороговорок не перескороговоришь,

не перевыскороговоришь.

*Пришел Прокоп - кипел укроп.

Ушел Прокоп - кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

так и без Прокопа кипел укроп.

 

Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения. Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов.

При этом, первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

*Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выпол-няться легко и свободно, без особого напряжения.

*При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса.

*Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

*Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 мин. 

*Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее. 

Упражнения в четкости произнесения слов

со стечением согласных звуков

 *Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: 

вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, костры, шпроты,

смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод всплыть,

вплавь,

вплести,

вправить,

сдвинуть,

искра, раскармливать,

холст,

взгляд, гротескный, здравница

груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол,

ястреб

схватка,

встретить,

надсмотрщик, обмундирование,

острастка,

метростроевец,

дуршлаг,

странствие,

вскрыть

 Работа над интонационной выразительностью речи 

 Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз  (временной остановки в речи), мелодики  (изменения голоса в процессе речи по высоте и, силе),  темпа 

(количества слов или слогов произнесенных за определенную единицу времени),  изменения    громкости голоса, тембра. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

 Упражнения для выработки

интонационной выразительности речи

 * Прочтите фразы, подчеркивая голосом выделенные слова. 

Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу)

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой)

Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла ее туда)

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик)

 *Прочтите фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы. 

 Шуба висела на вешалке.

Шуба висела на вешалке.

Шуба висела на вешалке

Мама купила сыну новый велосипед

Мама купила сыну новый велосипед

Мама купила сыну новый велосипед

Мама купила сыну новый велосипед

 

Мальчик прочитал интересную книгу.

Мальчик прочитал интересную книгу.

Мальчик прочитал интересную книгу.

 

Дети совершили прогулку на теплоходе.

Дети совершили прогулку на теплоходе.

Дети совершили прогулку на теплоходе.

Дети совершили прогулку на теплоходе.

 * Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова. 

*Всякому овощу свое время.

*Мягко стелет, да жестко спать.

*Солнце сияет, а месяц только светит.

*Нет лучше дружка, чем родная матушка.

* Что написано пером, то не вырубишь топором

 * Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания. 

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

 

* Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

 *Кто умеет трудиться, тому без дела не сидится.

*Кудри завивай, да про дела не забывай.

*Как посеешь, так и пожнешь.

*Курить - здоровью вредить!

*Без дела жить - только небо коптить.

*Старый друг лучше новых двух.

*Куда иголка, туда и нитка.

*Не верь началу, верь концу.

*За правое дело стой смело.

*Жизнь дана на добрые дела.

Раздзелы сайта