Рекомендации родителям
Для оказания помощи учащимся, имеющим речевые расстройства, необходима ранняя своевременная коррекция устной речи, профилактическая работы по предупреждению нарушений чтения и письма. Для этого в нашей школе работают учитель-дефектолог, который проводит специальные коррекционные занятия.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей. Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.
Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.
На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться дома в различных видах деятельности.
Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей начальных классов, родителей возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Памятка
по проведению артикуляционной гимнастики
*Артикуляционная гимнастика выполняется в определенной последовательности - от простых упражнений к более сложным.
*Упражнения выполняются эмоционально, в игровой форме.
*Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, спина - прямая, тело - не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
*Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. (Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом примерно 9х12 см, - но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему).
*Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
*Минимальное время ежедневных занятий - 10-15 минут
*Каждое упражнение выполняется по 8-10 раз.
*Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) выполняются по 10-15 секунд.
*Занятия нужно начинать с дыхательной и общей артикуляционной гимнастики. Затем переходить к гимнастике на конкретный звук.
*После этого нужно произносить изучаемый звук в слогах не менее пяти раз. Каждый слог нужно произносить длительно, удлинять произношение согласного звука.
*Затем плавно переходим к произношению звуков в словах (звук должен стоять в начале слова, в середине, в конце).
*Контроль со стороны родителей должен осуществляться постоянно!
*Родители должны заинтересовать ребёнка, чтобы вовлечь его в процесс обучения.
Успех коррекционной работы наблюдается при условии систематических занятий с логопедом и в домашней обстановке;
Случается так, что у ребёнка потерян правильный навык произношения звука (Р). Это может произойти только при отсутствии должной тренировки и помощи со стороны матери, поскольку ребёнок не может сам спланировать своё время и провести самостоятельно занятия.
Организация
проведения артикуляционной гимнастики
* Используя игровые приемы, взрослый рассказывает о предстоящем упражнении.
*Взрослый показывает выполнение упражнения.
* Ребенок делает упражнение - взрослый контролирует выполнение.
*Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
* Взрослый следит, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. (В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели).
* И самое важное! Нужно один раз научиться отработать эти занятия правильно и чётко. Вначале это не просто, не быстро, зато потом будут видимые результаты