ИГРЫ
ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА, ЧТЕНИЯ
И КОРРЕКЦИИ
ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Предлагаемые игры способствуют развитию произвольного слухового внимания и памяти, общей координации движений, чувства ритма, преодолению моторной неловкости, а также совершенствуют фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза. Использоваться данные задания могут не только на логопедических занятиях, но и в самостоятельной работе дома с родителями. Описанные ниже игры и упражнения являются также, профилактикой нарушений письма и чтения.
1.Дифференциация твердых и мягких согласных звуков
- Услышав мягкий согласный звук, ребенок его повторяет, выбрасывая при этом руки со сжатыми кулаками вперед, кулаки при этом разжимаются.
- Твердый согласный произносится с резким опусканием рук со сжатыми кулаками вниз вдоль тела, кулаки при этом резко разжимаются.
Сначала произносятся по 1 звуку (ТЬ, ПЬ, Д, ВЬ, СЬ, Си т.п.),
затем по 2-3, 4 (ПЬ-ПЬ-П; ТЬ -Т-ТЬ-ТЬ и т.п.).
Затем взрослый произносит слоги с твердыми и мягкими согласными:
сначала по 1 слогу (ПЯ, ПА, ТЯ, ТО, ТЕ, ТО, ТИ и т.п.),
затем по 2 - 3, 4 слога (ПА-ПА-ПЯ; ТО-ТЁ-ТЁ и т.п.).
После того, как ребенок (дети) освоил (освоили) это упражнение, задачу можно несколько усложнить, предложив слоговой ряд с различными гласными звуками, например, ТО-ТИ-ТА-ТУ, ПО-ПУ-ПЯ-ПЕ и т.п.
2. Дифференциация парных глухих и звонких согласных звуков
(П-Б, Т-Д, Ф-В, С-З, Ш-Ж, К-Г)
Обязателен предварительный тактильный анализ (рука на горле)
- Услышав глухой согласный звук, ребенок его повторяет, резко выбрасывая при этом руки со сжатыми кулаками вниз, кулаки при этом резко разжимаются
- Звонкий согласный произносится ребенком с резким поднятием рук со сжатыми кулаками вверх, кулаки при этом разжимаются резко.
Сначала по одному звуку (П, Б, Т, Д, З, Си т.п.), затем по 2-3, 4 (П-П-Б; Д-Т-Д и т.п.).
Затем взрослый произносит слоги с глухими и звонкими согласными звуками:
сначала по 1 (ПА, БА, ТО, ДО и т.п.), потом по 2-3, 4 слога (ПА-ПА-БА; ТУ-ДУ-ДУ-ТУ и т.п.)
После того, как ребенок (дети) освоил (освоили) это упражнение, задачу можно несколько усложнить, предложив слоговой ряд с различными гласными, например, ГА-ГО-КА-КЫ, БА-ПО-БУ-ПЫ, ЗА-СО-СУ-ЗЫ и т.п.
3. Выделение ударного слога («Хлоп-топ»)
Ударный слог произнести, топнув ногой, безударный – хлопнуть в ладоши
В ряду СА-СА-СА (топ-хлоп-хлоп);
СУ-СУ-СУ (хлоп-топ-хлоп);
СО-СО-СО (хлоп-хлоп-топ) и т.п..
- В слове СОБАКА (хлоп-топ-хлоп), РАДУГА (топ-хлоп-хлоп), ДАЛЕКО (хлоп-хлоп-топ).
Примечание: Слова произносить не по слогам, а в обычном темпе и ритме.
4. Определение места заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова)
·Звук Р в начале слова – руки поднимаются вверх (РАДУГА)
· Звук Р в середине слова – руки вытянуть вперед (КОРОВА)
· Звук Р в конце слова – руки вниз (ТОПОР).
Примеры:
КОРЗИНА (руки вперед),
РАЗГОВОР (руки вверх, руки вниз),
КОРСАР (руки вперед, руки вниз) и т.п.
5. Игра «Угадай слово»
(на слух)
Взрослый произносит «деформированное» слово из двух переставленных слогов, например, ЗА-РО и предлагает ребенку мысленно так переставить слоги, чтобы получилось «правильное» слово (РОЗА). Убедившись в том, что ребенок правильно понял инструкцию, взрослый в медленном темпе произносит 5 «деформированных» двусложных слов. Предварительно ребенку дается инструкция не только восстановить (угадать) слова, но и запомнить их. После этого ребенок по памяти воспроизводит угаданные слова.
Фонетический анализ
Выполнив фонетический анализ, ребенок составляет схемы слов с учетом глухости и звонкости, твердости и мягкости согласных, ударности и безударности гласных звуков:
*согласный твердый звонкий звук обозначается вертикальной синей черточкой,
*согласный твердый глухой - горизонтальной синей чертой,
*согласный мягкий звонкий – вертикальной зеленой,
*согласный мягкий глухой – зеленой горизонтальной,
*гласный ударный звук – вертикальной красной стрелкой, направленной вверх,
*безударный гласный - вертикальной красной стрелкой, направленной вниз).
Примеры упражнений.
1. Определи, какая схема соответствует каждому слову: ИГРА, ИКРА, УТКА.
Придумай по одному слову к каждой схеме.
↓││↑ (игра)↑─│↓ (икра)↑─ ─ ↓ (утка)
2. Послушай слова, определи, какому (или каким) из них соответствует предложенная схема.
Составь схемы остальных слов: НОЧЬ, МАЙ, ЧАЙ│↑─ (ночь)
3.Расшифруй слова, запомни их.
Запиши по памяти и составь схемы.
Взрослый произносит согласные звуки, а гласные соответствующим образом хлопает.
А–хлопок в ладоши перед собой,
О –хлопок обеими руками по коленкам,
У–удар кулаком о кулак (горизонтально),
И–хлопок в ладоши над головой,
Ы–удар кулаком о кулак (вертикально),
Э–удар тыльными сторонами кисти друг о друга.
ГОРЫ, УТКА, САНИ, МАКИ, ЛИСА, КОНИ, ЭМУ.
3. Найди ошибку. К каждому слову составлена схема. В них допущены ошибки. Найди их и исправь.
Придумай такие слова, которые подходили бы к заданной схеме.
МАК─↑─ (│↑─) (слова, соответствующие данной схеме суп, сок, ток...)
КОНЬ │↑─(─↑│) (слова, соответствующие данной схеме лось, рысь, бить, дать...)
СОЛЬ │↑│ (─↑│) (слова, соответствующие данной схеме моль, ноль, лай...)
Учитель-дефектолог Шаметько Вера Васильевна