ВВЕДЕНИЕ
Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его ребенок будет успешным и талантливым. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении русским языком.
С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности.
Цель учителя-дефектолога Пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) — оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, профилактика и коррекция нарушений письменной речи.
Основная задача учителя-дефектолога ПКПП — коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку и чтению.
Зачисление
На логопедический пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) зачисляются дети, обучающиеся в данном учреждении образования.
Основанием для зачисления ребенка на ПКПП служит наличие у него следующих нарушений:
— нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР)
— общего недоразвития речи разной степени выраженности (ОНР);
— фонематического недоразвития речи (ФФНР);
— недостатков произношения — фонетического дефекта (ФН);
— дефектов речи, обусловленных нарушением подвижности и строения речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);
— нарушений чтения и письма, различные виды дисграфии и дислексии.
Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 (37) человек.
Основной формой коррекционной работы являются индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого нарушения и составляет от двух до четырех раз в неделю.
Продолжительность занятий:
— подгруппового занятия — 30-35 минут,
— группового занятия — 40-45 минут,
— индивидуального занятия — 15-20 минут.
Выявление (обследование) учащихся с нарушениями речи производится с 1 по 15 сентября и с 25 по 30 мая.
Коррекционные занятия в ПКПП начинаются 16 сентября и заканчиваются 25 мая.
Периодичность и продолжительность каникул в ПКПП соответствует периодичности и продолжительности каникул в учреждении образования.
Во время каникул коррекционно-педагогические занятия проводятся по желанию обучающихся с ОПФР или их законных представителей. В период каникул учитель-дефектолог проводит работу по оформлению текущей документации, разработке дидактических материалов для проведения коррекционно-педагогических занятий, осуществляет консультирование педагогических работников учреждения образования, законных представителей обучающихся в рамках своих функциональных обязанностей.
Зачисление на ПКПП учащихся с недостатками речи осуществляется в установленные сроки – до 15 сентября. Может также производиться в течение учебного года, по мере освобождения учебных мест на ПКПП.
Для зачисления учащегося на Пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) законным представителям необходимо:
– Пройти психолого-медико-педагогическое обследование учащегося
(по направлению учителя-дефектолога)
– Написать заявление на имя директора школы о зачислении учащегося
В ПКПП
Учитель - дефектолог, в свою очередь, готовит пакет документов, необходимых для зачисления:
– Выписка из медицинских документов (история развития ребенка от рождения до года) с отметками оториноларинголога (ЛОРа), офтальмолога (окулиста), невропатолога, психиатра.
– Психолого-педагогическая характеристика, отражающая все основные аспекты в развитии ребенка и заверенная руководителем учреждения образования
– Образцы письменных работ учащегося.
На основании данных обследования детей, специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) ЦКРОиР выдаются заключения на каждого ребенка и список обучающихся, нуждающихся в оказании коррекционно-педагогической помощи:
Список передается администрации учреждений образования, на основании которого руководитель зачисляет детей в ПКПП.