Профессия «Учитель»: высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя
Мыслители и педагоги всех времён подчёркивали высокое общественное значение учителя.
- «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем...» (Конфуций)
- «Учитель и ученик растут вместе...» (Конфуций)
- «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...» (Конфуций)
- «Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона – так высоко древние чтили учителя...» (Конфуций)
- «Уча других, мы учимся сами...» (Л. Сенека)
- «Ученики должны искать одобрения учителя, а не учитель – одобрения учеников...» (М. Квинтилиан)
- «Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...» (М. Квинтилиан)
- «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...» (М. Монтень)
- «Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании...» (А. Дистервег)
- «В воспитании нет ничего ничтожного...» (Н. Пирогов)
- «Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели...» (Н. Пирогов)
- «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета...» (К. Ушинский)
- «Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель...» (К. Ушинский)
- «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...» (Л. Толстой)
- «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...» (Л. Толстой)
- «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян...» (Д. Менделеев)
- «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние...» (Г. Адамс)
- «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать...» (У. Черчилль)
- «Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность...» (П. Блонский)
- «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» (Ш. Амонашвили)