Технология визуализации учебной информации – это система, включающая в себя следующие слагаемые:
- комплекс учебных знаний;
- визуальные способы их представления;
- визуально-технические средства передачи информации;
- набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.
Термин "визуализация" происходит от латинского "visualis" – "воспринимаемый зрительно, наглядный". В широком смысле слова, визуализация - это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.
Визуализация в обучении позволяет решить целый ряд педагогических задач:
- обеспечение интенсификации обучения,
- активизация учебной и познавательной деятельности,
- формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий,
- повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.
Дидактически выверенное использование наглядных образов в обучении может превратить наглядность из вспомогательного, иллюстрирующего средства, в ведущее, продуктивное методическое средство, способствующее формированию информационной культуры учащихся. Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.
К наиболее распространенным техникам визуализации, используемым в образовательном процессе относятся следующие:
- Таймлайн (от англ. "timeline" – букв. "линия времени") – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов — управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам отмечать и видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.
- Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.
- Скрайбинг (от английского "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.
- Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.
Активному использованию визуализации в образовании способствует развитие компьютерной техники и современных Интернет-сервисов.
Зрительная система человека способна быстро обрабатывать визуальные сигналы, а передовые информационные технологии превратили компьютер в мощное средство управления цифровой информацией. Визуализация является мостом, связывающим зрительную систему человека и компьютер, помогая идентифицировать образы, строить гипотезы и извлекать идеи из огромных массивов данных, что способствует эффективному проведению исследования, анализу информации и формулированию выводов - этапам, через которые проходят участники проекта. В учебной проектной деятельности средства визуализации могут использоваться на этапе планирования, для выявления первоначального опыта и интересов учащихся, для проведения "мозговых штурмов" на разных этапах проекта, при организации формирующего и итогового оценивания, как средство создания итогового продукта. Визуализация в проекте помогает развивать мышление высокого уровня, решать задачи классификации, сравнения, анализа, синтеза, оценки, рефлексии.